Страхи у детей

подростки киевАвтор: Татьяна Марченко  детский и подростковый психолог в Киеве

Детская психология – особый раздел психологической науки. С одной стороны психика детей похожа на пластилин, и это позволяет решить множество проблем быстрее. С другой стороны – психика ребенка неустойчива и многое проживается ребенком острее и ярче, чем взрослым человеком.

Татьяна Марченко, наш детский психолог, делиться с Вами особенностями переживания детского страха и тем, как вы можете помочь ребенку чувствовать себя в безопасности.

Иногда родители сталкиваются с таким явлением, как страхи у детей. В разном возрасте они могут проявляться по-разному: ночные кошмары, страхи чего-то конкретного (воды, зеркала, монстров, темноты) и другие. И причин также может быть множество.

Иногда детские страхи возникают до или после посещения врача. Иногда это новые мультики, которые ребенок смотрит сам, без сопровождения взрослого, и пугается новых страшных героев. Иногда – это эмоциональная недоступность родителей или напряжение в отношениях между родителями, например, когда семья переживает какай-либо кризис. А бывает, что ребенок переживает эмоциональную, психологическую или физическую травму, горевание после утраты близкого, родного человека или даже любимого питомца.

К таким страхам мы подходим очень бережно, не выспрашивая напрямую о полученной травме, ведь так можно еще больше травмировать ребенка, и усугубить положение. Поэтому, если есть момент травматизации, лучше обратиться к специалисту и пройти вместе с ним путь к восстановлению.

Если ребенку страшно, он сильнее хватается за родителя, ищет поддержку, опору. И если взрослый не признает его страх, обесценивает его, или же взрослый сам находится в травматической ситуации и у него просто нет ресурса, то ребенок остается один на один со своими переживаниями. С которыми он еще не умеет справляться, и тогда он загоняет страх глубже внутрь себя.

Позже это может проявиться как заниженная самооценка, неумение справляться с разными жизненными ситуациями, недоверие к миру, одиночество, иногда и депрессивные эпизоды.

На уровне тела могут возникать ночные кошмары, энурез, потеря аппетита; в играх такой ребенок может проигрывать одни и те же эпизоды. Как бы не проявлялся страх, родителям важно быть рядом с ребенком, говорить ему, что вы будете с ним столько, сколько ему потребуется, и держать слово.

Бывает, что дети боятся, когда чего-то не понимают. Это может быть фраза из взрослого фильма, увиденного случайно или же вопросы о смерти, оставшиеся без внимания взрослых. Или же объяснение не удовлетворило ребенка (он так ничего и не понял, а взрослый просто не смог объяснить). Часто такие вопросы возникают у детей после 5 лет. Родителям важно на понятном ребенку языке ответить на интересующие его вопросы, хорошо бы даже в игровой форме. Но нужно обязательно уделить этому внимание. Ведь неопределенность пугает и вводит в панику даже взрослых, а у детей это может вызвать большую тревогу и страх.

Страх детей дошкольного возраста: 4 года

Чаще всего с проблемой страхов обращаются родители 4-хлеток. И этому есть объяснение. Ведь именно в период около 4 лет начинает активно развиваться фантазийная сфера ребенка. То есть, для детей этого возраста персонажи сказок (а это не только феи, но и монстры, злые и добрые волшебники) очень даже реальны. Мир фантазий захватывает малышей и они могут говорить: “Я боюсь монстра! Он живет у меня под кроватью”, чем очень пугают своих родителей. Тревожные родители впадают в еще большую тревогу от этого. Вот здесь проявляется обратная сторона страхов ребенка. А именно состояние самих родителей.

Давно уже известно, что дети минимум до 7 лет находятся в поле родителей и легко считывают их эмоции. Тревожность родителей легко передается ребенку и может проявиться как страх. Поэтому, когда ваш ребенок заявляет о своем страхе, тревожности, важно “просканировать” себя : “А чего я боюсь сейчас? Что меня тревожит в моей жизни в данный момент?”. Ведь даже если внешне мы, взрослые, стараемся не показывать детям наши страхи или переживания — детки просто считывают наше состояние, и транслируют его своим поведением.

Так за страхом мы можем увидеть тревожность мамы о каком-то событии (или о своей неидеальности как мамы) и, разобравшись с этим, устранив ее тревожность, увидим, как волшебным образом сон ребенка наладился и уже не страшно. Взрослый в устойчивом состоянии, который может контейнировать эмоции и чувства ребенка, придает силу и смелость малышу.

Кроме этого, помним, что: «Мне страшно, неспокойно, незащищено» имя этому: монстр, кощей или другой персонаж . Как бы не проявлялся страх и каким бы он нам не казался, важно признать его. Сказать ребенку: я верю, вижу, что тебе по-настоящему страшно, я с тобой», не обесценивать его страх.

Что же делать с монстром-то?

Для начала нужно вытащить его из фантазии. Дать ему имя. Когда у него уж есть имя, мы можем узнать как он выглядит. В этом нам поможет рисунок, лепка, вырезка из цветной бумаги . И вот наш монстрик уже на бумаге нарисованный, и его как-то уже зовут.

Теперь мы можем узнать какое у него настроение? Может он грустный или злой? Почему? Может он одинок или скучает за мамой, папой, бабушкой, или у него совсем нету друзей? Здесь мы можем узнать о причине тревожности самого ребенка.

«Чем ты (обращаясь к ребенку) можем помочь монстрику, чтобы улучшить его настроение?» Можем дорисовать друзей, шарики, бантики и т. д. до тех пор, пока монстрик не улыбнется и не станет добрым. Если при этом сам взрослый также разобрался со своими страхами или тревожностью, то ребенку станет спокойнее.

Конечно же, не все мы можем скорректировать с одного раза и возможно всплывут иные причины страхов.

Страхи младших школьников

Страхи детей более старшего возраста (6-7 лет) часто связаны со сменой социального окружения.

Первый класс, новые дети, взрослые. Здесь страх имеет другие тенденции Это и тревожность родителей по поводу школы (часто родители вспоминают свои детские переживания), и страх не справиться (при высоких требованиях родителей) и страх быть хуже других, сделать что-то неправильно.

Конечно же большую роль в этом играют учителя и их внимательность и индивидуальный подход к детям. Но часто это невозможно. И родителям важно не упустить момент и обратить внимание на настроение ребенка, его сон, аппетит.

Не всегда ребенок понимает что с ним, ему просто грустно, скучно, невесело, страшно и он не хочет идти в школу. Он может становиться гиперактивным дома, или же наоборот замедленным.

В кабинете у психолога, в бережной обстановке ребенок может проиграть разные ситуации и проявить причину своей тревожности или страха. Но как и со страхами 4-хлеток, в состоянии ребенка всегда присутствует эмоциональное состояние его значимого взрослого. Если представить, что ребенок тревожный и новый коллектив и так для него стресс, то к этому часто добавляется тревога родителей по поводу успешности, каждой выученной буквы, слова, стишка. А ведь важна безопасность и уверенность ребенка в своих силах, в позволении совершить ошибку и иметь возможность исправить ее.

Кроме этого, помним, что все дети разные и типы нервной системы у них тоже разные: кто-то быстро включается в обучение, игру, а кому-то требуется больше времени. Это очень важно учитывать, прежде чем требовать от ребенка активности.

Не забываем и про усталость детей: новая обстановка, новые люди, учебный процесс быстро изматывают ребенка. Но если все же страхи проявились, важно обратить на них внимание, не обесценить их (ничего там страшного нету, ты уже большой, нечего там бояться), а признать, что страх есть, мы таким образом дадим ребенку нашу поддержку.

Подключаемся к ребенку: «Да тебе страшно и мне было бы страшно и другим было бы страшно».

Часто в отношениях родителей и детей помогают терапевтические истории самих родителей в детстве, где мы можем показать как мы выходили из таких ситуаций, какие у нас были методы. И уменьшать ожидания от своих детей, не перекладывая на их плечи достижение своих недостигнутых результатов, давая им то, чего мы сами не получили в детстве. Ведь у них свой путь и на их пути им встретятся их преграды, страхи и неприятности.

Но мы можем быть рядом, на стороне детей, любя и принимая их такими, как они есть . Ведь они прекрасны.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*