Контакт в интегративной психотерапии

Интегративная психотерапия Киев

Автор: Анастасия Сухорукова, дипломированный врач и психолог, кандидат на СТА

Не обязательно быть психологом для того, чтобы понимать, что отношения являются такой же жизненно важной потребностью, как вода, еда или воздух. Мы растём, развиваемся, учимся и живём в отношениях. Даже люди, которые изолированы от общества, находят настоящий контакт в отношениях внутри себя. Потому что это важно. Но для отношений действительно мало просто иметь другого человека рядом. Отношения требуют контакта. Именно контакт, эмоциональный, духовный, физический – условие комфортного ощущения себя в отношениях и жизни в целом.

Многочисленные исследования подтверждают, что без контакта в отношениях у маленьких детей не развиваются определённые участки мозга. В отсутствие безопасной и правильной стимуляции мозга в контактных, здоровых отношениях, у детей не развиваются участки мозга, которые отвечают за способность к научению, социализации, анализ своего поведения, способность к эмпатии. Почему это стимуляция так важна? На каждый стимул наш мозг вырабатывает определённую реакцию, которая закрепляется и становится так называемым паттерном. Потому – это повторяющийся механизм реагирования на что-либо. При условии правильной стимуляции, то есть правильном эмоциональном и физическом контакте, у нас в мозге прокладываются новые и новые нейронные связи, в чем и заключается развитие мозга.

Интегративная психотерапия Ричарда Эрскина рассматривает два вида контакта: внешний и внутренний. И тот и другой жизненно необходимы нам для развития и социализации, для нормального самочувствия. Способность находиться в хорошем контакте с собой и другими – это залог здоровых отношений, душевного благополучия и социальной гибкости.

Что такое внутренний контакт

Чем является внешний контакт, то есть контакт в отношениях с другими людьми, понятно большинству людей хотя бы на интуитивном уровне. С контактом внутренним дела обстоят сложнее, так как ответ не очевиден. Говоря о том, как мы можем развивать контакт с собой внутри, мы подразумеваем осознанность и чувствительность к своим ощущениям, идеям, мыслям, фантазиям, потребностям и желаниям, реакцию на окружающий мир и людей. 

В результате социального воспитания, а также воспитания в отдельно взятой семье, мы обучаемся как-то обходиться с нашим внутренним опытом. Что-то является приемлемым для вашего окружения, что-то – недопустимо. В детском возрасте нас обучают, как обходиться с нашими эмоциями. Например, если в культуре эмоциональность мужчины не поощряется, то маленький плачущий мальчик получит множество запретов на проявление своих эмоций. И чтобы справиться с фрустрацией, не удовлетворением своих потребностей, он будет вынужден прервать свой внутренний контакт с эмоциями. В будущем это может сыграть с ним злую шутку, когда он решит строить отношения. 

Достаточно хорошие родители заботятся о ребёнке, давая ему возможность почувствовать свои потребности и называя правильными словами. Именно так формируется здоровый внутренний контакт. Сначала Вы ощущаете что-то, определяемое как “приятно” и “неприятно”, “комфортно” и “дискомфортно”. Так Вы понимаете, что есть некая потребность. Далее необходимо ее распознать. Когда в Вашем лексиконе есть достаточно правильное слово для описания этой потребности — вы наверняка сможете найти способ для ее удовлетворения.

Внешний контакт и взаимоотношения

Как мы говорили выше, отношения являются жизненной необходимостью и условием выживания человека. Здоровые взаимоотношения включают чувствительность к потребностям другого человека, своим потребностям и наличии здоровой границы между Вами и другим человеком. Для построения здорового внешнего контакта необходима достаточная чувствительность к своим потребностям, эмоциям, реакциям на другого человека. 

Интегративная психотерапия Р. Эрскина оперирует таким понятием как «потребности в отношениях». Одной из базовых потребностей в отношениях является потребность во влиянии на другого. Иными словами, это потребность в том, чтобы видеть, что наши чувства, поведение и мысли находят отражение внутри другого человека и влияют на его ощущения и поведение. И это играет важную роль в установлении внешнего контакта – и видеть реакцию другого человека на то, что мы транслируем из нашего внутреннего мира.

Навыки налаживания внешнего контакта также закладываются в детском возрасте. Маленький ребёнок интуитивно настраивается на реакцию окружающих его людей, в частности близких. Он учится, важны ли его потребности, переживая внутренний опыт от реакции на себя значимых взрослых людей. Так ребёнок учится состраданию, радости, стыду и вине, уверенности или неуверенности в себе. Через реакцию значимых взрослых, он учится тому, может ли он рассчитывать на помощь со стороны других людей. Так формируется привязанность. Это эмоциональная связь с другим человеком, основанная на опыте внешнего и внутреннего контакта. Внешний контакт может быть как исцеляющей силой, так и травмирующей. Результатом травмирующих отношений является нарушение привязанности. То есть неспособность строить безопасные отношения, или неспособность чувствовать себя безопасно даже в здоровых отношениях.

Психотерапия как лечение контактом

Многие люди, приходя на прием психологу, задают один и тот же вопрос – что происходит на психотерапии. На самом деле описать процесс не так просто. Изменения происходят не там, где мы делаем упражнения и стремимся поменять что-то в вас. Изменения происходит там, где мы учим вас находиться в контакте с собой, не теряя контакта с другим человеком. Психотерапевтическими являются не только знания Вашего психотерапевта. Прежде всего исцеляющим являются именно терапевтические отношения и способность психотерапевта быть в безопасном, полноценном контакте с вами. 

Даже при самом травмирующем опыте, путь к исцелению существует. Он лежит через безопасный контакт с безопасным человеком, который может стать на время безопасной родительской фигурой для вашего Внутреннего Ребёнка и научить его внешнему внутреннему контакту. Именно такую роль берет на себя терапевт.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*