В марте 2018 года состоялась международная конференция интегративной психотерапии. В завершение конференции основатель метода Ричард Эрскин выступил с речью, которая глубоко затронула каждого участника. Мы решили перевести ее для Вас, подарить Вам кусочек конференции.
«Есть когнитивная психотерапия
Есть аффективная психотерапия
Есть поведенческая психотерапия
И физиологическая психотерапия»
(Прим. редактора — для создания способа интегративной психотерапии)
Это было смело, т.к. поведенческую психотерапию преподавали лучшие профессора и о ней писали лучшие статьи. И фактор, который это все объединял — это был отношенческий фактор, объединяющий всю диаграмму(когнитивный, аффективный, поведенческий и телесный компонент) в единое целое. Это касается интеграции всех различных теорий. Когда мы объединяем все вместе: аффективный, когнитивный, поведенческий, физиологический и отношений подходы к психотерапии.
До сих пор это остается самым распространенным определением того, что есть интегративная психотерапия. Можно поехать в разные страны и услышать, что там практикуют интегративную психотерапию, и часто из этого понимается скорее эклектика различных направлений психотерапии. Но чтобы этот набор имел в себе объединяющее звено, в нем должно быть ядро. И для нас ядром является Фокус на Отношения, это главная точка соприкосновения, вокруг которой мы интегрируем все остальные подходы.
Помимо интеграции различных подходов есть изначальное значение интегративной психотерапии. Оно заключается в том, что мы должны интегрировать личность, это внутренняя интеграция. Интеграция внутри личности — это процесс, когда мы как терапевты, вовлекаемся в процесс клиента и мы гармонизируем содержание его эго-состояний (термин транзакционного анализа, три части личности). Мы позволяем клиенту расслабиться таким образом, чтобы он отпустил механизмы защиты. Чтобы он мог отказаться от старых сценарных убеждений и снова найти взаимосвязь с миром, чтобы это был полноценный контакт. Это такой процесс, когда мы возвращаем целостность. Когда мы берем разрозненные аспекты Эго и делаем их частями единого целого. Благодаря интеграции, для людей становится возможным иметь мужество, сталкиваться с каждым моментом жизни открыто и со свежим взглядом, без защит, которые были сформированы в прошлом, без старой позиции, старого подхода и ожиданий.
Процесс определения этой философии, различных теорий и методов, основанный на развитии раляционно-сфокусированной интегративной психотерапии — это мое(Ричарда) Путешествие длиной в жизнь.
Есть надежда, что в процессе терапии будет присутствовать постоянная преданность терапевтическому интегрированию. Я до сих пор учусь, читаю, перечитываю и ассимилирую различные концепции психотерапии. Раньше, когда я был молодым, я имитировал идеи других. А потом через какое-то время я начал менять эти концепции так, чтобы они подходили лично человеку, с которым я работаю, или ситуации. Затем я переоценил концепцию и методы; и, наконец, я сделал этот метод своим собственным, но уже с изменениями, внося изменения в метод в процессе работы.
Возможно, сначала вы тоже будете имитировать, потом экспериментировать и менять; и тогда возможно, превратите эту идею, которая нас простимулировала, в свою собственную.
Есть несколько пунктов, которые отражают, как я практикую. А также общее отношение и стиль практики во всей ассоциации.
Вот эти 12 важных пунктов, которые определяют, что такое Интегративная психотерапия, основанные на возрастном развитии и на реляционном фокусе на отношения:
1. Возрастное развитие
Интеграционная Психотерапия, основанная на отношениях очень четко базируется на возрастных стадиях развития. Исследования, книги по наблюдению за детьми дают нам различные способы понимания того, как дети растут и развиваются. Эти наблюдения и теории описывают как дети в каждом возрасте, на каждом этапе, в каждом возрастном периоде компенсируют прерывание в отношениях и тот стресс, который возникает в результате разрыва контакта. Если нам надо делать глубинную интегративную терапию, то очень важно, чтобы мы работали с перспективы стадий развития.
Это всегда интересно, какая детская история неосознанно раскрывается через позу, положение тела клиента, через их движения, через их выражение эмоций и через повторяющееся поведение. У нас есть замечательные инструменты в ИП, которые называются образ возрастного развития. Это дает нам возможность собрать детали, актуальную информацию о клиенте и использовать нашу интуицию, чтобы представить:
это ребенок, за которым недостаточно присматривали;
или это ребенок перед школой, которого контролируют и критикуют,
или это ребенок в школьном периоде, когда он находится под большим стрессом, и ему надо иметь возможность учиться под таким давлением;
или это тинейджер, которому не хватает поддержки и заботы семьи.
Есть много разных детских эго-состояний — и тинейджер, и школьный возраст и дошкольный возраст. И большое значение для нас, как терапевтов имеет, можем ли мы себя ввести в опыт переживания нашего клиента? Чтобы у нас мог произойти терапевтический контр-перенос и мы могли бы определить, какой уровень развития ребенка и что ему нужно, какие потребности обычные для этого возрастного периода развития?
Потому что каждый из этих образов возрастного развития требует того, чтобы мы проводили исследования и это будет предоставлять определенную форму нашей вовлеченности в процесс клиента (метод интегративной психотерапии).
Иногда я удивляюсь: какой у меня словарный запас, какой у меня тон голоса — как моя психика подстраивается к тому возрастному образу, который возник у меня. Даже если клиент говорит о его боссе сейчас, я все еще фокусируюсь на том маленьком ребенке. Да, конечно, нам еще много надо узнать о том, как использовать эти образы возрастного развития. Эти образы — основа развития — это очень важные межличностные инструменты восстановление связи с опытом клиента. Опыт, который наши клиенты не могут выразить в словах. У них нет такого опыта, поэтому они могут выразить свой опыт вербально. И все же у них в любом случае существует потенциал.
Также важно, чтобы мы не допускали формирования со своей стороны нетерапевтического переноса. Для этого нужна своя собственная глубинная психотерапия. Чтобы мы могли вовремя определять собственный исторический опыт и понимать, насколько наш опыт совпадает с опытом клиента. А также, насколько она отличается от опыта клиента.
2. Диалог с Внутренним Ребенком клиента
Как интегративные психотерапевты, у нас есть прекрасный горизонт, прекрасное будущее и я хочу вдохновить вас обучаться методам терапии, основанным на игре с детьми. Это стало самой главной основой для него, когда он был детским терапевтом. Потому что у каждого из наших клиентов есть Ребенок.
И когда мы принимаем в нашу методику методы детской терапии, тогда мы можем создать терапию, которая выходит за пределы просто вербального диалога. Это терапия, которая применяет воображаемое отыгрывание, рисунки, искусство, музыку, движения, танец, игру — то, как мы можем вместе подурачиться. Многих этих вещей не хватало нашим клиентам в их детстве. Мы можем создать терапию, которая сенситивна к потребностям ребенка. И также она настроена на физиологическую, аффективную, когнитивную, мысленную и вербальную коммуникацию. Коммуникацию с Внутренним Ребенком нашего клиента.
3. Безусловное уважение к клиенту
Как интегративным психотерапевтам, нам нужно поддерживать, улучшать, оттачивать личностно-ориентированную перспективу, чтобы устанавливать безусловное, позитивное уважение к клиенту. И здесь я хочу вспомнить свое образование в Личностно-ориентированном подходе. Это очень важная часть интегративного подхода, которая предполагает уважение к изначальной ценности каждого человека.
Это такой подход, где нет патологий. Вместо того чтобы воспринимать что-то как патологию — мы это нормированы и действительны. И в то же время частью клиент-ориентированной терапии является то, что мы должны постоянно заниматься мониторингом себя, задавая себе вопрос К какому результату мое поведение и мой аффект приводит для моего клиента?». Это потому что психотерапия — это интерсубъективный процесс. Мы влияем друг на друга каждым движением, эмоцией, мыслью или поведением.
Межличностное взаимодействие настолько важно потому, что психологический рост происходит благодаря слиянию несхожих феноменологических перспектив, различных личностных опытов и переживаний. Мы не так активно растем, когда находимся в контакте с кем-то, кто с нами постоянно и во всем соглашается. Больше потенциала роста раскрывается, когда мы встречаем кого-то, кто смотрит мир с другой перспективы. И тогда вместе мы будем исследовать эту разницу во взглядах. И я надеюсь, что мы, как терапевты, позволяем себе поддаться влиянию уникальности нашего клиента. Мы позволяем нашим клиентам влиять на нас, на нашу аффективную сферу.
Часть этой интерсубъективной работы заключается в том, что мы подстраиваемся под клиента так же, как клиенты подстраиваются под нас.
4. Анализ поведенческих паттернов
Как интегративные психотерапевты, мы осознаем, что наше настоящее является своеобразным окном в наше прошлое. Это, конечно, не революционное заявление, я говорил об этом еще в 90-м году. Итак, настоящее — это окно в прошлое. Однако, когда я езжу на многие конференции и слушаю многих терапевтов, они часто забывают о прошлом. И они всегда говорят только о настоящем. Как бы опираясь на представления клиентов о настоящем, как они боятся наказания или ждут награды.
Однако именно наше прошлое сформировало нас. И следовательно наше прошлое всегда находит выражение в настоящем. Потому что нерешенные конфликты из прошлого, нерешенные потери постоянно переживаются в настоящем. Поэтому нам надо наблюдать за поведением клиентов, чтобы раскодировать, какие драмы в детстве отыгрываются сегодня. В транзакциях между клиентом и терапевтом и с другими людьми.
Их поведение часто раскрывает историю эмоциональной покинутости: то, что их бросали, то что за ними не ухаживали, их высмеивали и совершали по отношению к ним насилие. Поэтому нам надо уделять время, чтобы исследовать, какова функция этого поведения, которое проявляет человек сегодня.
Если в раннем детстве отсутствовала сонастроенность родителей и ребенка, то это проявляется через выражение страха, гнева и эмоционального бесчувствия или отчаяния. Когда клиент эскалирует чувства или наоборот, преуменьшает чувствительность и эмоции — это очень часто отражает возраст, в котором произошла травма, и наше прошлое переживается в «здесь и сейчас».
5. Значимость телесных процессов
Как интегративные психотерапевты мы должны поддерживать наш терапевтический фокус на теле клиента. Прошлое всегда присутствует в наших телесных реакциях. Оно присутствует в тканях тела, в нервах. Особенно в блуждающем нерве, в головном мозге, там хранятся все наши воспоминания. Наши Клиенты говорят, что не помнят себя до 10 лет. Они сидят в нашем кабинете, тревожные или в депрессии, у них начинается учащение сердцебиения. В общем говоря, чаще всего — этои есть те воспоминания, которые они сейчас переживают через физиологию.
6. Когнитивная настроенность
Как интегративные психотерапевты, мы должны быть чувствительны к неосознаваемым отношенческим паттернам наших клиентов. Динамика формирования стилей привязанности часто проявляется в эмоциональных откликах. Это заметно в том, как они выражают процесс формирования мыслей. То, какой стиль принятия решений демонстрируют клиенты, как во времени выражается ими принятие решений. В стилях межличностного общения. И конечно, это все раскрывается через их сценарные убеждения.
Все важно. Как они начинают развивать тему, какие есть фразы, выражающие тему. Фразы вроде: «Вы это не поверите!», например. Как они начинают фразу, как они ее заканчивают, какие бывают вставки. Это все выражает их сценарные убеждения.
Как мы понимаем это через когнитивную сонастройку. Потому что их сценарные убеждения как раз отражают ранние паттерны отношений. Это те паттерны, которые отражены в теле, в физиологии, но они также играют в их поведении. Как они понимают жизнь. Сценарные убеждения спрятаны в клиентских историях и метафорах. И они проявляются через клиентские фантазии, сны, надежды. Мы должны поддерживать уважение и высокую оценку того, как сценарные убеждения формируют мысли, фантазии, поведение. И как наше поведение и фантазии могут усиливать сценарные убеждения.
7. Эго-стани
Как интегративные психотерапевты мы применяем концепцию эго состояний. Потому что она дает нам и клиентам теоретическое понимание как самовосприятие может быть разделено на фрагменты на совершенно разные личности. Каждая фрагментация является попыткой самостабилизации и саморегуляции для того, чтобы справляться или компенсировать предыдущие провалы в важных взаимоотношениях.
Эрик Берн: оригинальная модель Эго-состояний дает нам одновременно понимание клиентского внутрипсихического процесса и природу их транзакций друг с другом.
Джон Уоткинс: модель эго-состояний помогает нам понять, как каждое эго-состояние эпитамизирует кумулятивную травму или пренебрежение.
У меня тоже есть моя собственная модель эго-состояний. Модель, определяющая жизненное самовосприятие и то, как стресс в детском возрасте влияет на формирование нашей социальной личности. Наше уязвимое живое Я и есть наше социальное Я. Чтобы избежать конфликта в семье, дети «формируют» интроект кого-то другого (значимого другого). Они теряют себя в этом процессе, и вся эта динамика поддерживается годами на протяжении всей жизни. Благодаря внутреннему Критику (еще одно внутреннее расщепление, защитный механизм) мы остаемся лояльными к семейным убеждениям и членам семьи. Любая из этих моделей эго состояний дает нам информацию о внутрипсихической динамике нашего клиента и позволяет нам сформировать наше терапевтические интервенции.
8. Парадоксальная теория изменений
Как интегративные психотерапевты мы применяем парадоксальную теорию изменений. Она подчеркивает важность того, чтобы мы были с человеком! Чем больше изменений в клиенте является фокусом нашей терапии, тем больше наших клиентов неосознанно будет поддерживать ранее сформированный гомеостаз. Если мы будем вдохновлять их на изменения или они сами о них будут просить, чем больше мы оказываем давление, тем больше психика будет стремиться остаться в прежнем состоянии.
Что с этим делать?
Вместо того, чтобы фокусироваться на поведенческих изменениях, мы помогаем клиентам сформировать понимание психологических функций их поведения: функцию их повторяющихся чувств, функцию их обсессий. Перед тем, как мы даже попытаемся коснуться поведенческих изменений, необходимо дать человеку понять смысл его «странного» поведения.
9. Контакт в отношениях
Как ИП-психотерапевты мы понимаем, что лечение психологических травм и опыта пренебрежения происходит через регулярный терапевтический контакт. Такой терапевтический контакт создан вовлечением терапевта, сонастройкой с клиентским ритмом, аффектом, когнитивными функциями и различными уровнями возрастного развития.
10. Исследование
Мы понимаем терапевтическую эффективность постоянного феноменологического исследования. И также, эффективность интерсубъективного личностного честного обмена опытом с клиентом. Обменом, который предполагает уважение, выбор, и ощущение собственной интегративности. Постоянное феноменологическое исследование открывает возможности для наших клиентов выявить неосознанные восприятия и воспоминания. И это создает для наших клиентов возможность самоопределяться. Чтобы выразить, кто они есть в отношениях. Они выражают это в отношениях заинтересованностью другим человеком.
11. Потребности в отношениях
Как интегративные психотерапевты, мы поддерживаем чувствительность к взаимоотношениям и потребностям наших клиентов. И тому, как эти потребности уникально выражаются на каждом уровне возрастного развития в жизни нашего клиента. То есть мы должны осознавать весь объем их потребностей и понимать, что их существует гораздо больше, чем 8, о которых я написал. Это была просто восьмерка, которая возникла в результате нашего исследования. Что является центральным в нашей работе? Мы признаем важность выбора нашего клиента! Иногда — это выбор не меняться. И тогда мы его уважаем! Потому что, возможно, это терапевтическая вещь, которую мы можем сделать для нашего клиента. Наиболее терапевтическое — это принять клиента таким, какой он есть!
12. Терапевтическое присутствие и вовлеченность
Мы понимаем целебную силу терапевтического присутствия. Терапевтическое присутствие активирует нашу этическую преданность каждому клиенту и вклад в его или ее благополучие. Это активирует в нас то, чтобы мы отвлеклись от заботы о себе, но использовали наш личный опыт как терапевтический ресурс для помощи нашим клиентам.
Это модель некоего будущего развития теории и методов, основанных на возрастных уровнях развития и основанных на отношениях ип-психотерапии.