Ранняя эмоциональная привязанность, сложившаяся в детстве, влияет на отношения во взрослом возрасте. То, как мы взаимодействуем с другими – кого выбираем, как доверяем, как ведем себя в конфликтах, можно рассматривать сквозь призму теории эмоциональной привязанности, разработанной Джоном Боулби и другими психологами.
Паттерны привязанности являются ключевыми характеристиками личности, формируемыми в раннем детстве под влиянием родителей. Они определяют, как ребенок будет строить отношения с другими людьми в будущем, как он будет реагировать на стресс, насколько сможет доверять себе и окружающим.
Существует несколько основных типов паттернов привязанности:
- безопасный,
- тревожно-амбивалентный,
- избегающий,
- дезорганизированный,
- изолированный.
Паттерны ранней эмоциональной привязанности влияют на:
- Модель отношений. Дети, обладающие опытом безопасной привязанности, часто развивают положительную модель отношений. Они могут чувствовать уверенность в собственной принадлежности и открытость к другим во взрослом возрасте.
Люди часто тяготеют к повторению тех схем и моделей отношений, которые они изучили в детстве. Это может включать в себя отражение ранней эмоциональной динамики в собственных взрослых отношениях.
- Склонность к близости. Люди с безопасной привязанностью могут проявлять большую склонность к близости и взаимодействию отношений, поскольку они знают, что такое взаимная поддержка и доверие. В то время как люди с ненадежным типом привязанности могут испытывать разные трудности в построении отношений (в зависимости от типа привязанности).
- Стрессоустойчивость. Люди, обладающие безопасной эмоциональной привязанностью, часто развивают большую стрессоустойчивость в отношениях, так как они изучили, как эффективно взаимодействовать с эмоциональными вызовами еще в раннем возрасте. Для людей с ненадежными типами привязанности может быть достаточно сложно справиться с конфликтами, недоразумениями, которые похожие на ситуации с детства.
- Затруднения в отношениях. Люди с ненадежными формами привязанности могут испытывать трудности в установлении и поддержании близких отношений, особенно длительных. Например, люди с избегающим типом привязанности могут избегать интимности, а амбивалентные могут испытывать страх. брошености.
Ранняя эмоциональная привязанность и перенос
Ранняя эмоциональная привязанность определяет рамки восприятия и опыта отношений во взрослом возрасте. А также оказывает значительное влияние на перенос в психотерапии.
Перенос – это явление, когда клиент проектирует свои чувства, мысли и эмоции по отношению к важным лицам из своего прошлого на психолога.
Перенос может быть положительным (если клиент имел безопасную привязанность, то ему может быть легче установить положительный перенос, где психолог становится объектом доверия и поддержки) и отрицательный (клиенты с ненадежным типом привязанности могут переносить негативные чувства и страхи на психолога , как того, кто вызвал негативные эмоции в их прошлом).
В зависимости от типа переноса психолог может отвечать на это различными способами, активно рассматривая и понимая эти эмоциональные динамики.
Психолог может обращать внимание на паттерны переноса и помогать клиенту отличить свои прошлые отношения от текущих. Это позволяет клиенту осознавать и осмысливать свои реакции. Также психотерапия может стать пространством для формирования новых более здоровых моделей отношений, где клиент может изучать безопасные и поддерживающие взаимодействия.
Знание особенностей формирования и подходов к работе на уровне эмоциональной привязанности помогает психологу понимать и эффективно работать с моделями и переносом, чтобы улучшить терапевтический процесс и поддержать клиента.
Наталья Егонская-Спенсер, психотерапевт, тренер и супервизор международных реестров психотерапевтов ITAA и IIPA, руководитель и основатель Института Транзакционного анализа и Интегративной психотерапии.