5 причин, мешающих установить контакт между психологом и клиентом - ІТАіІП
Skip links

5 причин, мешающих установить контакт между психологом и клиентом

Возможна ли эффективная работа психолога, психотерапевта с клиентом, если нет установленного контакта? Скорее всего, каждый специалист скажет, что это практически невозможно. Независимо от того, в каком методе работает специалист, контакт остается одной из важнейших составляющих работы психолога.

Да, в различных психотерапевтических методах мы можем видеть разные подходы к глубине контакта, но его ценность при этом не уменьшается.

Консультативный контакт это уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в положительном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (цитата и Р.Кочюнасом).л осмисленого життя (цитата та Р.Кочюнасом).

Терапевтический контакт имеет несколько уникальных характеристик:

  • эмоциональность. Контакт это больше об эмоциональности, чем когнитивной составляющей, он предполагает исследование переживаний клиентов;
  • интенсивность. Контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями; он не может не быть интенсивным;
  • динамичность. При смене клиента изменяется специфика контакта;
  • конфиденциальность. Обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности;
  • оказание поддержки. Постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, что позволяет клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому;
  • добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтическим, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего, сам характер контакта между психологом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть как бы в зеркале.

Возможна ли психотерапия без контакта? Больше об этом смотрите в видео Наталии Спенсер https://youtu.be/uGqW25wPX7E?si=SDx3tcE58UkBXvtK

Если контакт не установлен, это можно метафорически описать как стену между психологом и клиентом. Вы только отчасти можете слышать и видеть друг друга. Клиент будто бы закрыт от специалиста и специалисту трудно понять, что именно происходит с клиентом. Тогда использование любой терапевтической техники может быть малоэффективным.

Какие могут быть причины того, что контакт между психологом и клиентом трудно установить?

Недоверие клиента и эмоциональные барьеры. Клиент может испытывать недоверие к психологу из-за предыдущего негативного опыта или просто потому, что ему трудно доверять незнакомому человеку личные проблемы. Также у клиента могут подниматься страхи, предубеждения, клиент может испытывать стыд, вину, страх или другие сильные эмоции, мешающие установлению контакта. Это особенно актуально для людей с травматическим опытом.

Сопротивление переменам. Некоторые клиенты могут быть не готовы к изменениям или не видят потребности в терапии. Они могут сопротивляться обсуждению своих проблем и избегать откровенности. Даже если клиент приходит добровольно и сознательно, он может ощущать значительное сопротивление и использовать привычные модели поведения.

Коммуникационные проблемы. Иногда клиенты могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств, что затрудняет психологический контакт. Из-за определенных различий в стилях общения, культурных различий или проблем с языком клиент может испытывать определенные трудности.

Ожидание и пристрастность. Если клиент и психолог имеют разные представления о процессе консультации или целях терапии, это может осложнить установление контакта. Клиент может иметь нереалистичные ожидания от терапии, что в результате может вызвать разочарование и недовольство.

Перенос и контрперенос. Клиент может переносить на психолога значительную фигуру из прошлого, с которой контакта не было, но очень хотелось иметь его. Тогда отношения между психологом и клиентом воспроизводят контакт с этим человеком.

Другой вариант, когда клиент напоминает психологу кого-нибудь из его прошлого, у психолога возникают эмоциональные реакции, тогда мы говорим о контрпереносе.

Личность психолога и клиента. Возможно, психолог и клиент не подходят друг другу как люди. Так тоже бывает, и это нормально. Индивидуальные особенности клиента, такие как интровертированность, скептицизм или низкая самооценка могут затруднять установку контакта. Личностные особенности психолога, эмоциональное состояние или профессиональный опыт могут влиять на качество терапевтического контакта с клиентом.

Что делать, если вы видите затруднения в установлении контакта с клиентом?

  • Исследовать. Задавать себе вопрос об особенностях контакта с клиентом. Когда вы еще ощущаете подобную отстраненность? Что испытывает клиент на встрече? Попытайтесь найти метафору ваших встреч.
  • Спрашивать. Иногда очень полезно обсуждать возникающие препятствия. Испытывает ли отстраненность клиент? В чем это проявляется? Возможно, клиент устраняется безотчетно. Например, из-за негативного опыта посещения психолога.
  • Учиться. У большинства методов существуют особенности установления контакта. Если вы проходите обучение, получите теоретические и практические знания о том, как работать с этим.
  • Супервизироваться.
    Іноді найкраще допомагає взяти супервізію чи обговорити кейс на інтервізорській групі.
    Підтримуючий і безоціночний погляд з боку складних ситуаціях немає зайвим.

Часто ли ощущаете отсутствие контакта с клиентом? Что вы делаете в таких случаях?

Наталья Егонская-Спенсер, психотерапевт, тренер и супервизор международных реестров психотерапевтов ITAA и IIPA, руководитель и основатель Института Транзакционного анализа и Интегративной психотерапии.

Home
Account
Cart
Search

Напишите нам

через удобный для Вас канал коммуникации

Адрес института: Киев, ул. Оболонская, 29, офис 101.

info.itaip@gmail.com