Возможна ли эффективная работа психолога, психотерапевта с клиентом, если нет установленного контакта? Скорее всего, каждый специалист скажет, что это практически невозможно. Независимо от того, в каком методе работает специалист, контакт остается одной из важнейших составляющих работы психолога.
Да, в различных психотерапевтических методах мы можем видеть разные подходы к глубине контакта, но его ценность при этом не уменьшается.
Консультативный контакт — это уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в положительном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (цитата и Р.Кочюнасом).л осмисленого життя (цитата та Р.Кочюнасом).
Терапевтический контакт имеет несколько уникальных характеристик:
- эмоциональность. Контакт это больше об эмоциональности, чем когнитивной составляющей, он предполагает исследование переживаний клиентов;
- интенсивность. Контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями; он не может не быть интенсивным;
- динамичность. При смене клиента изменяется специфика контакта;
- конфиденциальность. Обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности;
- оказание поддержки. Постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, что позволяет клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому;
- добросовестность.
Что делает консультативный контакт терапевтическим, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего, сам характер контакта между психологом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть как бы в зеркале.
Возможна ли психотерапия без контакта? Больше об этом смотрите в видео Наталии Спенсер https://youtu.be/uGqW25wPX7E?si=SDx3tcE58UkBXvtK
Если контакт не установлен, это можно метафорически описать как стену между психологом и клиентом. Вы только отчасти можете слышать и видеть друг друга. Клиент будто бы закрыт от специалиста и специалисту трудно понять, что именно происходит с клиентом. Тогда использование любой терапевтической техники может быть малоэффективным.
Какие могут быть причины того, что контакт между психологом и клиентом трудно установить?
Недоверие клиента и эмоциональные барьеры. Клиент может испытывать недоверие к психологу из-за предыдущего негативного опыта или просто потому, что ему трудно доверять незнакомому человеку личные проблемы. Также у клиента могут подниматься страхи, предубеждения, клиент может испытывать стыд, вину, страх или другие сильные эмоции, мешающие установлению контакта. Это особенно актуально для людей с травматическим опытом.
Сопротивление переменам. Некоторые клиенты могут быть не готовы к изменениям или не видят потребности в терапии. Они могут сопротивляться обсуждению своих проблем и избегать откровенности. Даже если клиент приходит добровольно и сознательно, он может ощущать значительное сопротивление и использовать привычные модели поведения.
Коммуникационные проблемы. Иногда клиенты могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств, что затрудняет психологический контакт. Из-за определенных различий в стилях общения, культурных различий или проблем с языком клиент может испытывать определенные трудности.
Ожидание и пристрастность. Если клиент и психолог имеют разные представления о процессе консультации или целях терапии, это может осложнить установление контакта. Клиент может иметь нереалистичные ожидания от терапии, что в результате может вызвать разочарование и недовольство.
Перенос и контрперенос. Клиент может переносить на психолога значительную фигуру из прошлого, с которой контакта не было, но очень хотелось иметь его. Тогда отношения между психологом и клиентом воспроизводят контакт с этим человеком.
Другой вариант, когда клиент напоминает психологу кого-нибудь из его прошлого, у психолога возникают эмоциональные реакции, тогда мы говорим о контрпереносе.
Личность психолога и клиента. Возможно, психолог и клиент не подходят друг другу как люди. Так тоже бывает, и это нормально. Индивидуальные особенности клиента, такие как интровертированность, скептицизм или низкая самооценка могут затруднять установку контакта. Личностные особенности психолога, эмоциональное состояние или профессиональный опыт могут влиять на качество терапевтического контакта с клиентом.
Что делать, если вы видите затруднения в установлении контакта с клиентом?
- Исследовать. Задавать себе вопрос об особенностях контакта с клиентом. Когда вы еще ощущаете подобную отстраненность? Что испытывает клиент на встрече? Попытайтесь найти метафору ваших встреч.
- Спрашивать. Иногда очень полезно обсуждать возникающие препятствия. Испытывает ли отстраненность клиент? В чем это проявляется? Возможно, клиент устраняется безотчетно. Например, из-за негативного опыта посещения психолога.
- Учиться. У большинства методов существуют особенности установления контакта. Если вы проходите обучение, получите теоретические и практические знания о том, как работать с этим.
- Супервизироваться.
Іноді найкраще допомагає взяти супервізію чи обговорити кейс на інтервізорській групі.
Підтримуючий і безоціночний погляд з боку складних ситуаціях немає зайвим.
Часто ли ощущаете отсутствие контакта с клиентом? Что вы делаете в таких случаях?
Наталья Егонская-Спенсер, психотерапевт, тренер и супервизор международных реестров психотерапевтов ITAA и IIPA, руководитель и основатель Института Транзакционного анализа и Интегративной психотерапии.